Первый Московский Хоспис
Хотите помочь?Другие хосписыСрочная консультация  
 03 октября 2024г., четверг   


Хоспис
Лечение и уход
Добровольцы
Библиотека
Мы благодарим
Вопрос-ответ
Контакты
ENGLISH VERSION

 

 
 
 
 
 
 
 

Библиотека

   Паллиативная медицина
   Психология
   Философия
   Медицинская этика
   Статьи и публицистика
   Полезные ссылки

Философия

Несколько случаев из практики профессора психиатрии, доказывающих, что смерть – это не конец жизни
Рассказывает Андрей Владимирович Гнездилов - профессор Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, руководитель отделения гериатрической психиатрии, доктор медицинских наук:
СТРАДАНИЕ ВЫЯВЛЯЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ПОДЛИННОЕ
...Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие. Все зависит от человека. Страдание выявляет в человеке подлинное. Кого-то очищает и поднимает ввысь, а кого-то озлобляет, и в одной и той же болезни один человек становится просто озлобленным негодяем, который ненавидит весь мир за то, что все здоровые, а другой наоборот, приобретает какой-то такой опыт, что все самое лучшее в нем проявляется...
ДАЖЕ БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
...— Насколько облегчение нашей боли зависит от близких?
— Если я в болезни чувствую себя одиноким: «Я никому не нужен. Я пропадаю» — боль усугубляется. Потому что это ложь. Когда у меня сильно болит, я не могу проверить, как вы ко мне относитесь — я этого не замечаю, я становлюсь слишком груб. Поэтому люди больные, страдающие часто бывают несправедливы к окружающим, резко требовательны, скандальны. Приступы боли сопровождаются клеветой на всех, кто рядом. Но это несправедливо. Да, близкие не могут сейчас исцелить, помочь, но это не значит, что они не сочувствуют, не значит, что они не трудятся. И когда человек допускает такую клевету, оскорбления на своих ближних, то одиночество увеличивается и боль усиливается...
ИРИНА СИЛУЯНОВА: НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ
Ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями «спроса и предложения». Нравственная ценность — феномен, не зависящий от отношений «купли-продажи». Подлинную любовь — нельзя купить, а свою боль и болезнь — нельзя продать. Тем не менее, утверждение о нравственной ценности болезни многими людьми может быть охарактеризовано как вид безумного суждения.
АЛЕКСАНДР МИЛЕАНТ.
НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
"Я лежал в кабинете скорой помощи (intensive care) в Сеаттлийской детской больнице, - рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в вертикальном положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели...
ОТЕЦ ХРИСТОФОР ХИЛЛ.
РОЛЬ БЕЗМОЛВНОГО СОЗЕРЦАНИЯ В ДУХОВНОЙ ОПЕКЕ УМИРАЮЩИХ
Добровольцы хосписа (в особенности те, кто пришел для служения в хосписе по религиозным мотивам) часто задают мне один вопрос: "что мне говорить умирающему?" Мой ответ, основанный на пятилетнем опыте хосписного служения, прост и неожидан: "ничего не говорить!" Молчать, созерцать. Восточная Православная Церковь придает огромное значение роли безмолвия в духовной жизни христианина.
Copyright © Первый московский хоспис, 2006-2024. Все права защищены.